Опрессовка ГБЦ: этапы и технология
Мотор любой машины, работающей на двигателе внутреннего сгорания, является едва ли ни самым главным узлом. Если он вышел из строя, то автомобиль никуда не поедет. Что именно требует ремонта, определит диагностика, одним из этапов которой является опрессовка головки блока цилиндров. При некорректной работе ГБЦ авто тратит больше горючего, а мощность падает.
Водителя должно насторожить, если при включенном двигателе из глушителя вырывается плотный белый дым, в расширительном бачке появляются пузырьки. Это значит, что туда попадает охлаждающая жидкость, а выхлопные газы имеют повышенную влажность. В системе охлаждения наблюдается повышенное давление.
Причины неисправности ГБЦ
Силовой агрегат ремонтируют, если:
- в процессе эксплуатации приходят в негодность детали (износ не менее 80%);
- имеют место механические повреждения (например, трещины на головке);
- перегревается мотор;
- ранее проводилась сварка;
- установлена деталь б/у;
- присутствует неверная настройка;
- блок цилиндров разгерметизировался;
- имела место доработка двигателя с целью увеличения его мощности (тюнинг);
- профилактический ремонт был проведен неквалифицированно;
- неправильно затянуты крепежные болты;
- образовывается ржавчина;
- заливалось низкокачественное топливо;
- использовали неподходящую охлаждающую жидкость;
- слишком интенсивно ездили.
Причины разгерметизации чаще всего кроются в месте прилегания головки к цилиндру, между свечами и клапанами, в пазах клапанов и т.д.
Проверка герметичности ГБЦ
Проверка каналов системы охлаждения двигателя – это опрессовка ГБЦ. Ее проводят перед ремонтом головки блока цилиндра или когда мотор подвергается капитальному ремонту.
Основаниями для диагностики рабочего узла служат:
- вибрация мотора;
- его хроническое перегревание;
- разжижение масла;
- смешивание его с охлаждающей жидкостью;
- рост уровня масла;
- сбои в работе термического датчика;
- появление на щупе следов эмульсии.
Общая технология опрессовки головки двигателя
Прежде чем приступить к опрессовке, все детали тщательно отмывают от масляных пятен. Иначе масляная пленка, которая скапливается на поверхности воды, помешает сделать объективные выводы.
При обследовании ГБЦ на стенде прикладками из оргстекла или резины герметизируются все отверстия охлаждающего контура, кроме одного. В него вставляется штуцер, через который подается воздух с давлением 4-6 бар.
В закрытой ванне с горячей водой (60-85 ℃) и давлением 0,1-0,2 Мпа за 10-15 минут головка нагревается до рабочего состояния. Если на поверхности появляются пузырьки воздуха, значит, ее вакуум нарушен. Рабочее давление в рубашке охлаждения составляет примерно 0,1 Мпа. Однако, чтобы обнаружить все слабые места двигателя, его поднимают до 0,4 Мпа.
На стенде также можно понять характер невидимых глазу дефектов, их форму, местоположение, определить разгерметизацию смазки.
Необходимое оборудование для опрессовки головки двигателя
Знающие владельцы автомашин справятся с опрессовкой головки блока цилиндров в своем гараже. Для этой операции приспособлений особой точности не требуется. Нужна специальная емкость, которую называют опрессовочной ванной. Есть умельцы, которые обходятся без нее. В опрессованную головку подают горячую воду с напором. Где протечет, там и дефект. Воду можно заменить керосином, если ГБЦ повернуть камерами вверх. Хотя такой вариант высокой точности не дает.
Еще потребуются приспособления для герметизации отверстий, резиновые прокладки, кусок оргстекла, на котором вырезаются отверстия под цилиндры и шпильки. К единственному открытому отверстию прикручивается эта пластинка и штуцер с заглушкой. Узел минут 30 находится в ванне с горячей водой. Так проявляется большинство повреждений.
Но далеко не всегда представляется возможным выявить неполадки на «коленке». Для этого нужен специальный автоматизированный стенд, который состоит из:
- закрывающейся ванны;
- подъемно-поворотного механизма;
- нагревательного прибора;
- измерителя давления и температуры;
- панели управления.
Именно на нем можно выявить микротрещины, пустоты, которые при простом осмотре останутся незамеченными. Платформа агрегата вращается на 360 градусов.
Стендовые испытания двигателя выполняются для легковых автомобилей, грузовиков, машин специального назначения, мотоциклов. Поэтому устройства отличаются:
- весом;
- габаритными размерами;
- производительностью;
- общей мощностью;
- размером ванны;
- частотой вращения.
Устранить мелкие недочеты в двигателе можно с помощью полимеризующегося герметика, если оставить узел в растворе под давлением на сутки. Но не каждое повреждение можно исправить. Не поддаются восстановлению глубокие порывы, уходящие в форсажную камеру, трещины в скругленных местах канала головки (где манипуляции инструментом провести невозможно). Своевременная опрессовка позволит избежать полной замены цилиндров.